Servant42.ru

Поздравления и подарки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свадьба в таджикистан

Свадьба в таджикистан

Китай призвал к немедленному снятию санкций против Ирана с учетом вспышки эпидемии коронавируса

Идлиб раздора. Переживет ли союз России и Турции новое обострение в Сирии

Дональд Трамп не исключает прихода талибов к власти после вывода войск

Le Monde (Франция): Хрупкое перемирие в Идлибе — провал для Эрдогана

Эмомали Рахмон поздравил женщин и девушек с Днем матери

Фотогалерея

  • Болеют все: как политики поддерживают свои сборные в Бразилии_9

  • Болеют все: как политики поддерживают свои сборные в Бразилии_6

  • Местный парень.

  • Рамазан в Москве_11

Видеогалерея

Нур Табаров читает строки Бозора Собира

Посол Таджикистана в России вручил верительную грамоту Владимиру Путину

Украинский «евромайдан» и душанбинцы

Таджикистан. Душанбе. Город и люди

Как выбирают невест в Таджикистане. Три реальные истории

В Таджикистане скоро начнется сезон свадеб. В каждом регионе маленькой страны есть свои традиции, связанные со сватовством и свадьбой.

Самые необычные традиции — на Памире. Здесь традиционно мусульманские обряды смешались с доисламскими и для непосвященных выглядит это все необычно, пугающе и странно.

Прежде чем отвезти девушку в дом к жениху, на нее надевают сразу же несколько национальных платьев, а голову пеленают куском белой ткани. После того, как голова девушки обмотана, на нее накидывают семь ярких больших платков, повязывают налобную повязку и откидывают все платки, кроме белого. Получается, что у невесты лицо закрыто. Этот белый платок в доме у будущего мужа ей снимет лучший друг жениха. Причем сделает это стрелой, натянутой на лук, так он станет названным отцом невесты.

На севере Таджикистана невеста, все ее родственники и подруги перед свадьбой шьют множество курпачи (маленькие матрацы, — прим. Kaktakto). Потом эти курпачи передаются в дом жениху, их складывают в комнате молодоженов, так, чтобы получилась высокая кровать. Когда невесту приводят в дом, у порога этой комнаты жених бросает деньги, и пока гости собирают их, он закидывает невесту на самый верх кровати из курпачи.

Примечательно, что парни на севере Таджикистане не могут напрямую попросить родителей найти им невесту. Вместо этого они подкладывают морковь в обувь своих родителей.

В Раштской долине (центральный Таджикистан) невеста отправляет в дом жениха семь сундуков с приданым. Самая уважаемая тетушка жениха получает ключи от сундуков и распределяет подарки между родственниками будущего мужа. Если невеста показала себя хорошей женой, то ее дяде родственники молодого мужа дарят барана.

Несмотря на различия в свадебных обрядах, сватовство проходит одинаково. Родители жениха приходят к родителям невесты, и если все согласны — намечают дату свадьбы. А подробности личной жизни невесты и жениха по-прежнему узнают у всезнающих соседей.

Kaktakto собрал реальные истории, как проходит сватовство в Таджикистане.

История Ситоры

Моему брату 24. Мама решила, что пришла пора его женить, сам он тоже не против. Сам искать невесту не хочет, потому что боится, что не разбирается в людях. Но условие поставил, чтобы невеста была образованная. Брат работает в магазине, и стала туда девушка заходить каждый день по 3-4 раза.

Понравилась ему, он маме сказал, что хочет на ней женится. Мама нашла ее адрес, мы туда поехали. Приняли нас там очень хорошо, можно даже сказать, что идеально. Согласились на наши условия. Сказали, что знают нашу семью. Мама удивилась, откуда. А потом моя младшая сестра пошла к соседям и те дали телефон их дальней родственницы. Оказалось, что эта родственница — подчиненная нашей мамы.

Когда мы с ней стали разговаривать, она очень удивилась выбору моего брата. И рассказала, что месяц назад на семейном торжестве она оборонила, что ее шефиня ищет невесту для своего сына. Похвалила нашу семью, что и дети воспитанные, и сама семья обеспеченная. И что наш брат — единственный наследник. После этого невеста и стала захаживать в магазин, чтобы взять моего брата на крючок.

Сама же семья невесты очень непростая. Живут они в общежитии, дом в котором они нас принимали, арендовали специально для сватовства. Мама родила нашу несостоявшуюся невесту будучи не замужем. Кроме того, семья оказалась криминальной, один из родственников находится в тюрьме за убийство своей жены.

И когда они узнали, что наша мама ищет невесту для своего сына, они даже оставляли свой номер в магазине — у нас есть невеста, позвоните нам. Когда нам рассказали, что невеста из не очень обеспеченной семьи, это не было препятствием для свадьбы, но криминал — увольте.

А невесту брату мы ищем до сих пор.

История Натальи Тильдиковой

А я сама себя сосватала. Мне было 16 лет, вышла из детдома, перспектив никаких. Знакомая посоветовалась присмотреться к знакомому ее знакомых. Я пошла посмотреть, на внешность он мне не понравился, но отзывы о нем были очень хорошими. Познакомились с его родителями, я им понравилась. И все, стали вместе жить.

Все происходило быстро, так как ни жилья, ни денег, ни родственников не было. Моя бывшая учительница решила мне помочь. Мой будущий муж на тот момент только пришел из армии. Когда мы пришли знакомиться, мне он на лицо вообще не понравился, но учительница сказала, не смотри на лицо, смотри на ямочки. Я тоже не была красавицей, поэтому согласилась со словами учительницы. Родителям мужа я понравилась сразу же, они и уговорили своего сына — девочка хорошая, умненькая, что тебе еще надо. Стали мы жить как брат и сестра. Потом через два месяца понравились друг другу и поженились.

Мы прожили с мужем 8 лет, был ребенок, но его мы потеряли на последнем месяце беременности из-за падения с лестницы. Детей больше не было, и я решила уйти от мужа, чтобы не мучать его. Хотя он просил остаться и говорил, что проживем и без детей.

Сейчас он женат, у него хорошая жена и трое детей. Я замужем в третий раз, живем уже 15 лет. Я дружу со своим первым мужем и его семьей. Его дети меня зовут старшей мамой, а моя первая золотая свекровушка всегда очень рада мне.

История Сайёры

Я искала невесту своему сыну в вузах. Заходила в деканат и спрашивала: «Хорошие девочки есть?». Пошла я в медучилище, понравилась одна, преподаватели характеристики хорошие дали. Узнала адрес, оказалось, что девочку воспитывает тетя. Мы понравились друг другу, но тетя сказала, что ее племянница еще маленькая для замужества и она ее не отдаст.

Тогда я опять пошла в медучилище. Там нам один преподаватель разрешил зайти в аудиторию, где занятие проходило. Мы зашли, сидят девочки — я спрашиваю: «Кто хочет замуж?»

Они рассмеялись, но несколько человек подняли руки.

Выбрали ту, которая первая подняла руку, так как искали шуструю, красивую, умную и с чувством юмора. Пообщались, а через неделю сыграли свадьбу. Я очень довольна своим выбором.

Таджикская свадьба

Таджикская свадьба (Невеста и Жених) ФОТО

Свадьба для Таджиков является одним из самых величайших мероприятий для веселей и расходов. В среднем в Таджикистане проводятся 25 тыс. свадебных мероприятий и создаются новые семья, которые требует как месячные хлопоты и 5-7 тыс. $ финансовых затрат. Бывает конечно, и факты что за день и всего за пару баксов проводятся свадьбы, но это не связано в основном от кармана а причина кроется в взглядах и проблемах.

В Таджикистане с 2007 года действует закон согласно которому урегулируется различные мероприятия в частности свадьбы и это разработано по причине чрезмерных ритуальных расходов в таджикских семьях на упомянутых мероприятий. Название закона (Закон Республики Таджикистан об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан).

Видео Таджикская свадьба (США)

Исторически свадьбы в Таджикистане также считались важным мероприятием и тот кто его проводил, то обязательно должен был угостить своих родных, соседей, друзей и руководителей своего края свадебным — прекрасным дастарханом (столом).

1990 год . Историческая свадьба

До прихода русских на территории таджиков в Среднем Азии свадьбы проводились менее скромнее и не бывали выпивки, пышности, ночных концертов и драки в свадьбах. После окончания великой отечественной войны и наступление лучших времен народ проводил свадебные мероприятия до одной недели. Первый день был угощение для далеких друзей, второй день для одно-сельчан, третий день для друзей жениха, четвертый день для друзей матери жениха, пятый день для друзей отца жениха, шестой день для родных и наконец то седьмой день для всех кто остался.

Читать еще:  Взять машину в аренду на свадьбу

До недавних времен чтобы женится в Таджикистане от жениха требовалось платить дань (Калым) за девушку и потом начать свадьбу но после развала союза экономические кризисы вытеснили этот историческую привычку в большинство уголках Таджикистана. Если сейчас требуется Калым то оно в незначительная в районе 100-500 долларов США.

Родители знают что если они завышать сумму дань то они покажут свою неуважительность к семье жениха и придают большому риску к тому что их дочери останутся без жениха. Поэтому чем раньше они выдадут своих дочерей тем лучше для их чести.

Многие знают, что многие молодые ребята после развала СССР уходят за границу и женятся на иностранок в частности на русских девушек и поэтому вопрос выдавать дочерей замужем становится проблематичным для родителей и руководства страны.

Обычно для Таджикской семьи принято так, что жених сам не выбирает себе жену. Выбор невесты возложено обычно на матерей в 40%-х случаях. В 25% возложено на отцов, 15% на самих ребят и 20% в других случаях.

После появления интернета и связи с тем, что большинство ребят сами себе зарабатывают на жизнь то они сами ищут невест и предпочитают жить самостоятельно. Недавно стало заметно, что ради укрепления семьи иногда отцы девушки дарят авто и даже дома мужьям своих дочерей (зять).

И так о дне свадьбы в Таджикистане:

Зачастую свадебным днем выбирается выходные дни и не в коем случае не должно быть в месяце Рамазан так как большинство народа в этот месяц держать пост. Современном Таджикистане рано утром даётся угощение всем родным и знакомым но не более 150 человеку согласно закону. Где то с 10:00 жених отправляется к невестке и они отправляются в дом бракосочетания для регистрации брака (*) и потом идут в гулянья в достопримечательных местах для приятного времяпровождения а также фото-видео записи. После гулянья молодожены и их несколько друзья — родные возвращаются к жилье невестки чтобы угощаться.

В качестве гостя по традиции тетки невестки приносят жениху подарки и одевают национальный костюм. Всем гостям приносят сладкую воду в надежде чтобы все выпили за долгую сладкую жизнь молодожен. За тем отец невестки несколько раз заходит к гостям и говорить им свои почтения в знак уважения к семье и гостьям жениха.

После угощения (30-40 минут) с изволением и отца невестки жениху дозволяется увезти невестку к себе. Таким образом жених отправляется со своим другом-свидетелем к невестке где ее окружают подруги и родные за Чимыликом (занавеска).

Некоторые время за чимыликом молодожены стоят чтобы их также сняли на фото и видео а потом под музыкой (таблак, сурнай, карнай) они выходят на путь к дому жениху. В этот момент обычно девушки падают к ногам отцов и плачут по причине того что они покидают родных и вступят чужие дома. Также это знак высокой уважения и любви к родителям и заключительного прошения на согласия данного брака.

Естественно на 99% отцы дают своим дочерям Дуа (Слово желания удачи) для своих дочерей и молодожены на своем кортеже (не более 5-ти авто согласно закону) отправляются к жениху в дом или прямо в ресторан для пышного проведения свадебного ритуала.

Авто в свадьбах Таджикистана

До ресторана в селах невесту обычно ждут в доме у жениха чтобы провести ритуал «Знакомство» и «Омовение». С невесткой по дороге сопровождает его родной мужчина (брат, дядя или дед) и он сядет в переди, рядом с шофером. По дороге не знакомые ребята из места где живет девушка могут закрывать дорогу и требуют дань по причине того, что девушка им не досталась в качестве невестки или из за того что они уберегли ее для жениха из вне. Достаточно 10-20$ в качестве гонорара чтобы дорога открылась и не надо подаваться чрезмерным подкупам.

Как девушка наступит порог дома жениха она сразу же не выходить из авто. Опять нужен дань в размере где-то 50-100$ для родного человека невестки в знак уважения что они привезли в целостности ее к порогу дома жениха. Без торгов и умалении также и этот процесс который длится примерно 10-20 минут, безвкусно для таджиков и большинство жителей Средней Азии.

После того как за донесения невестки получают гонорар, она выходить на порог дверей дома жениха с закрытым лицом и телом в национальном костюме или в фате. Мать торжественно приветствует невестку и они устраивают танцы и веселя примерно 20 минут и невестка заходить в дом жениха и уже в этот момент обычно жених уже тут не участвует в дальнейших ритуалах до ресторана. То есть в большинство случаях жених от дома невестки до своего дома добирается без невестки. Невестку обычно ее родные привозят к жениху в дом в знак почтения. Но в светском обществе жених сам привозить свою невестку к себе дом в знак мужества и получения трофея.

После того как невестка заходит в дом и устраивается своими родными и подружками к ним приходит в комнату отец и мать жениха и приветствует всех гостей и в частности невестку. После чего в знак уважения к невестке гости (женщины) приносят подарки и смотрят на красоту невестки. Примерно 50-70 человек в этом ритуале знакомство участвует и любопытствуют невесткой.

Мать жениха с целю того чтобы у невестки были умелые руки и удачная жизнь приносить муку и масло чтобы оно фиктивно приготовила прямо наяву у гостей лепёшку. Естественно невестка символично делает эту работу в знак уважения к гостям и родным и тем самым показывает свое простоту и покорность. За тем в дом заходить жених и приветствует свою жену.

Таким образом невестка с женихом после чего отправляются в ресторан для пышного проведения свадьбы в которой они также танцуют наряду с гостями. Согласно закону вечерние свадебные мероприятия не могут длится боле 2-х часов и количество гостей строго урегулируется законом и контролируется спец-органами. Штраф за нарушение упомянутого закона составляет от 500 до 10 тыс. долларов США.

Скачать музыку под которой сопровождается невестка и жених на свадьбе http://smartmusic.tj/view/107783

Помните, что хотя Таджикистан маленькая страна но в нем свадебные ритуалы проводятся по разному связи с тем что народ делится на светские и сельские, религиозные и обычные, северные и южные а также бадахшанские.

* Что касается время венчания, то оно происходить один день до свадьбы и называется оно «НИКОХ». Таджикское венчание должно произвести согласно требованиям религии Ислама у дома невестки до того как молодые будут заниматься любовью.

Контент

Истории Омины и Мехроны – о том, как складывается жизнь после раннего замужества, которое так популярно сегодня в Таджикистане.

Таджикская невеста; фото: bbc.com

Быть незамужней в возрасте старше 20 лет в современном таджикском обществе – позор и повод для насмешек. Создание семьи представляется главным предназначением девушки, поэтому многие родители выдают дочерей замуж, едва дождавшись окончания ими школы.

Вчера – школьница, сегодня – невеста

Омина из пригорода Душанбе – одна из таких невест. В этом году девушка оканчивает среднюю школу, сейчас сдает выпускные экзамены и готовится к свадьбе, которую решено сыграть после завершения священного месяца Рамадан.

Замужество Омины – решение родителей, но и ей оно по душе. Ее жених – из обеспеченной семьи, которая живет в большом особняке в престижном районе столицы.

Семья Омины живет очень скромно, хотя с женихом они – дальние родственники: мама жениха и бабушка Омины – родные сестры по отцовской линии. Но судьбы у сестер сложились по-разному.

Кстати, выбор невесты среди родни – довольно распространенное явление в Таджикистане, поскольку подразумевает некую гарантию порядочности девушки.

Омина будет второй женой молодого человека. С первой женой он развелся сразу же после свадьбы, которая состоялась в начале мая.

Девушка оказалась не девственницей, поэтому согласно древним традициям, которые в Таджикистане почитаются и сегодня, она была изгнана из новой семьи. А мать жениха пообещала сыну женить его сразу после Рамадана – на самой молодой невесте, которая уж точно будет непорочной.

Читать еще:  Ведущий на годовщину свадьбы

Однако по закону выйти замуж Омина может только в ноябре, когда ей исполнится 18 лет.

Семья девушки намеревалась даже поменять ей документы, исправив дату рождения, но будущая свекровь взяла решение проблемы на себя. Разрешение на свадьбу несовершеннолетней она намерена получить через суд.

Медобследованием молодоженов (с 1 июля 2016 года это обязательная процедура. – Прим. Ц1) тоже занимается семья жениха.

Ранний брак родные девушки считают очень удачным шансом устроить ее жизнь.

«Откуда у нас деньги на образование, – отвечает бабушка Омины тетя Савтлаби на вопрос Ц-1 о ее внучке. – Без денег никуда не поступишь, а так у нее ни в чем не будет нужды. Все мои дочери не учились, сразу же отдала их замуж – и ничего, живут».

Однако двум старшим дочерям живется не так уж сладко. Их выдали замуж в отдаленные районы Душанбинской области. У одной муж – много лет на заработках в России, ей приходится ухаживать за его престарелыми родителями и делить дом с разведенной золовкой и ее сыном.

Другой тоже приходится уживаться с многочисленными родственниками мужа, отношения с которыми не всегда складываются, а супруг зачастую бывает с ней груб.

У каждой из них – трое детей, никаких средств к существованию, кроме заработков мужей.

Маме – 33, дочери16

33-летняя Мехрона с дочерью живет в родительском доме в Душанбе. Кроме нее там же проживает младший брат с женой и двумя детьми.

Дочери Мехроны в этом году исполнится 16 – и матери пора задуматься о поисках жениха. На незамужнюю девушку в возрасте после 20 в Таджикистане уже смотрят косо.

Но мать, которую рано выдали замуж, сегодня сомневается, нужно ли это сейчас ее дочери.

Мехрона оканчивала девятый класс в конце 90-х, была отличницей, директор школы и учителя тщетно пытались отговорить родителей, забиравших документы дочки, и убедить их, что девочке нужно учиться дальше.

Вскоре через знакомых нашли подходящего жениха – из отдаленного района в Файзабаде. Однако у сватов было одно условие: старший брат Мехроны Бахтиер должен был взять в жены их дочь, которой было чуть за двадцать, что очень беспокоило родителей.

Семьи договорились о двух свадьбах и сыграли первую – Мехроны и своего сына. Сразу после торжества брат уехал на заработки в Россию, чтобы отдать долги за свадьбу сестры и сыграть свою.

Бахтиер не возвращался больше года, свекровь все больше беспокоилась о судьбе своей засидевшейся в невестах дочери и выплескивала эмоции на молодой невестке.

Мехрона, у которой к тому времени родилась дочка, однажды возразила свекрови, сказав, что ее брат – взрослый человек, и она не может за него отвечать. За такую «дерзость» она была избита мужем, чтобы больше не перечила его матери.

В итоге старший брат внял мольбам родителей и младшей сестры: вернулся и женился. Но его семья быстро распалась – спустя полгода он вернулся в Россию, позвонил жене и сказал, что жить с ней больше не будет.

В ответ на его решение сваты решили расторгнуть и второй брак, который объединял их с семьей Мехроны, – ей тоже приказали убираться.

В итоге в 19 лет она опять оказалась в родительском доме, но уже в статусе разведенной женщины с ребенком. Работы не было, образования тоже – пошла официанткой в одну из столовых, где и проработала много лет.

«Родители поступили очень плохо, не дав мне доучиться и поступить куда-то, своей дочери обязательно дам образование», – говорит она сегодня.

Проблемы в семье могут обернуться бедой

Согласно официальным данным, только в 2015 году суды Таджикистана в виде исключения из правил дали 800 разрешений на брак несовершеннолетним.

Многие эксперты считают, что ранние браки являются одной из причин высокого уровня разводов в Таджикистане.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) за 2017 год, в Таджикистане – самое высокое среди стран Центральной Азии количество девушек, родивших в возрасте 15–19 лет, – 54 на 1000 рожениц. Для сравнения: в Узбекистане этот показатель – 29, в Казахстане – 36, в Кыргызстане – 42, в Туркменистане – 21.

При этом детская смертность в Таджикистане также одна из самых высоких в ЦА: умирают 20 новорожденных из тысячи, и 44 ребенка из тысячи – в возрасте до пяти лет.

Хуже показатели – только в Туркменистане (соответственно 21 и 51).

Незрелость и психологическая неподготовленность к трудностям жизни в итоге заставляют множество пар расходиться. В худшем случае эти причины подталкивают молодых женщин к страшным поступкам.

Например, в феврале прошлого года жительница кишлака Дусти города Нурек, 25-летняя Зухро Махмадёрова бросилась с моста в реку Вахш вместе со своими четырьмя дочками.

В апреле того же года в реку Кофарнихон в Таджикистане бросилась 21-летняя Мафтуна Рахмонова. Причиной суицида послужило жестокое обращение в доме мужа и отказ родных поддержать молодую женщину.

В сентябре 2015 года в реку Вахш вместе с тремя детьми бросилась в реку 23-летняя Саломат Пирова. Она выжила, но дети погибли. Как потом выяснилось, у нее были проблемы с психикой на фоне постоянной нужды в семье.

«Шиковать там нельзя теперь»

С июня 2007 года в Таджикистане действует закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов». Населению запрещено пышно отмечать свадьбы и мелкие праздники, а также организовывать богатые похороны и траур. По задумке законодателей многочисленные ограничения должны защитить моральные устои и снизить уровень бедности населения. За 11 лет закон исправляли и дополняли четырежды, расширяя полномочия контролирующих органов и попутно увеличивая число запретов. Самиздат выяснил, что стало основанием для ограничения торжеств и традиций, как население соблюдает закон и чего в результате удалось добиться властям Таджикистана.

Как и многие его земляки, уроженец Таджикистана 26-летний Ибрагим однажды отправился в Россию на заработки. Обратно он приезжал редко, а когда всё-таки возвращался — не оставался надолго. Спустя год в трудовой миграции ему удалось поступить в Московский финансово-юридический университет (МФЮА). Затем — получить гражданство РФ и выпуститься с высшим образованием по специальности «финансы и кредит» в 2016 году.

По профессии Ибрагим не работает, выгоднее оказалось быть водителем. Ему платят от 60 тысяч рублей — намного больше, чем за то же самое в родной стране. В октябре мужчина впервые за долгое время собирается вернуться в Таджикистан, чтобы жениться. В последний раз он побывал на настоящей таджикской свадьбе более 11 лет назад, ещё до принятия закона «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов». С тех пор многое поменялось.

Свадьбы в Таджикистане — традиционно чрезвычайно затратное дело. Один только выкуп, приносимый в дар родителям невесты, раньше мог обойтись жениху, по разным оценкам, от двух до пяти тысяч долларов. Впрочем, говорят, что просить могли даже больше.

На подготовку же самого торжества таджики тратят и вовсе бешеные по меркам страны деньги. Сотни и тысячи долларов уходят на музыкантов, церемониальные подарки и праздничный стол. Позволить себе шикарный праздник может не каждый. Однако желание не ударить в грязь лицом перед соседями, знакомыми и друзьями преследует всех и зачастую оказывается сильнее рационального мышления. «Айбай» (или «айб аст». — Прим. ред.), стыдно перед другими — так это называется.

«Насколько я знаю, шиковать там нельзя теперь: могут оштрафовать на несколько тысяч сомони, — рассказывает водитель-финансист Ибрагим. — Это для таджика очень большие деньги».

«У таджиков очень много расходов на совершенно ненужные вещи. Идёт пошив матрацев, так называемых курпачей, расшитых вручную подушек. Каждый день вижу, как они везут с базаров целые горы ваты — чтобы эти подушки набить. Есть ещё важная традиция: оши нахор, предсвадебный плов. Утром со всей округи собираются соседи и варят плов. Могут 200 килограммов сварить в огромном котле посреди двора», — рассказывает Леонард, автор треда «100 фактов о Таджикистане» в Twitter.

Из ситуации, когда есть кто-то богаче тебя, таджики видят один-единственный выход: найти деньги и сделать круче. По словам юриста Навруза Одинаева, до принятия закона свадьба обходилась одной стороне в 8–10 тысяч долларов. Средняя зарплата при этом составляла всего около 100 долларов. Таджики брали кредиты и гуляли в долг, чтобы сразу после свадьбы оставить семью и уехать на заработки. Бывало и наоборот: сперва ехали в Россию, а потом спускали деньги на одну, зато шикарную свадьбу на родине. Оставаясь ни с чем, снова уезжали работать. В меньших масштабах, но подобное встречается до сих пор.

Читать еще:  Аренда машины на свадьбу москва

Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов» должен был побороть иррациональное поведение и положить конец обнищанию таджикских семей. Это становится ясно из текста документа, который даёт весьма конкретные представления о том, как власть задумала всё исправить.

На свадьбу с 2007 года разрешается приглашать не более 150 человек. Кортеж, который повезёт влюблённых в ЗАГС, ограничен четырьмя машинами. Бракосочетание разрешается отмечать не более двух дней и никак не дольше трёх часов. В довесок закон упразднил целых 16 свадебных обрядов. Все они предполагали либо одаривание, либо забой скота и трапезу. Не попавшие под запрет традиции ограничивались в масштабе. Скажем, смотрины (арусбинон) и посещение зятем родителей жены (домодталбон) разрешены — с тем лишь условием, что будут проводиться в домашней обстановке и в узком семейном кругу, то есть не более 15 человек.

Новые правила коснулись не только свадеб. В последней на данный момент редакции закона требуется экономно праздновать официальные государственные праздники; обряды, связанные с рождением ребёнка; торжества по случаю обрезания; похороны и даже дни рождения. Экономно отмечать праздник — значит, как правило, накрывать исключительно скромный стол (дастархан) и не резать скот по любому, даже самому незначительному поводу. Последнее считается расточительством. Отдельной статьей запрещено осыпание деньгами во всех торжествах и обрядах.

Почти вручную законодатели пытаются отвадить граждан от привычки разбрасываться деньгами. Для пущего эффекта за исполнением закона следят специальные комиссии и отдельный государственный орган — Комитет по делам религии, регулированию народных традиций, торжеств и обрядов Республики Таджикистан. Всем им помогает Агентство по борьбе с коррупцией. Их методы кому-то могут показаться неправильными. Зачастую на нарушителей закона доносят информаторы, которым относительно легко затесаться среди толпы гостей.

Таджики в свою очередь по-разному обходят установленные для них ограничения. Например, могут пригласить на свадьбу не 300, но хотя бы 200 человек. Сесть по разным столикам, словно просто обедают, а на вопросы отвечать, что не знакомы друг с другом. В этом случае всё зависит от досматривающего. Леонард объясняет: «Они собаку на этом съели, не так просто их обмануть. При этом штрафуют за нарушение закона как участников свадьбы, так и заведение, которое они оккупировали». Другая возможность, добавляет он, — уехать в Киргизию, с которой граничит Согдийская область. Там таджики переходят границу, отмечают свадьбу и возвращаются назад.

Нарушителей закона облагают крупными штрафами. Для физических лиц сумма составляет 5000 сомони (около 35 тысяч рублей). Должностные лица платят 25 000 сомони (около 173 тысяч рублей), предприниматели — 35 000 сомони (243 тысячи рублей). Последняя поправка к закону, подписанная президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном в августе 2017 года, ужесточила наказание для чиновников, правоохранителей и их детей. Им за нарушение может грозить увольнение со службы.

Однако, судя по всему, перспектива потерять деньги или работу из-за семейного праздника не останавливает таджиков. За 10 лет в стране выписано 4164 штрафа на сумму почти в 12 миллионов сомони, или около 83 миллионов рублей.

В феврале 2018 года стало известно, что на нарушениях попались и были оштрафованы также 13 госслужащих, а директор Национальной библиотеки Таджикистана Сайфиддин Назарзода и вовсе лишился своего поста. Сын чиновника устроил свадьбу на 300 человек, тем самым вдвое превысив разрешённое количество гостей. На предсвадебный плов к нему пришли гости из Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан, которых никто не ждал. Назарзода настаивает, что дело против него было сфабриковано.

Для желающих несмотря ни на что устроить шикарную свадьбу есть простой и понятный всей стране способ: дать взятку. «Мне нужно было сделать документ, дело десяти-пятнадцати минут. Госслужащий сказал приходить через неделю. Я ему ответил: слишком долго, мне нужно быстрее. Он написал на бумажке цифру 100. Говорю: всё понял. Документ был готов через 15 минут. Везде так, и со свадьбами тоже. Всё упирается в деньги», — объясняет Леонард.

За последние несколько лет в СМИ периодически всплывали громкие случаи нарушения закона. По мнению Леонарда, это показательные процессы — например, дело директора Национальной библиотеки Назарзоды. Все эти дела направлены против тех, кто «не в клане». Приближённые президента Эмомали Рахмона, его семья и друзья остаются неприкосновенными и всё так же занимают важные должности. Раскол между бедными и богатыми, лишёнными привилегий и власть имущими, вопреки цели закона, только усугубляется.

«Доподлинно известно, что крупные чиновники выдавали своих детей с такой помпой, что римским императорам было бы завидно, — уверен Умед Джайхани, уроженец Горно-Бадахшанской автономной области и исследователь таджикской культуры. — Но уволили только директора Национальной библиотеки — потому что его на этом поймали».

«Грубо говоря, правительство начало заботиться о гражданах. Люди у власти поняли, что если к народу как к детям не относиться и не направлять их, они сами себя загонят в яму. Поэтому „извините, ребята, мы лучше знаем, как жить“ — отсюда такие интересные законы», — полагает Леонард. Он соглашается, что всё это слегка напоминает антиутопию, но думает, что жёсткие методы правительства обусловлены национальными особенностями.

Часть населения Таджикистана считает, что законом «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов» государство ущемляет их гражданские права и свободу вероисповедания. У них есть веские причины так думать: некоторые статьи закона действительно затрагивают религиозные обряды, а комиссиям выданы чрезмерные полномочия — вплоть до права вторжения на территорию личной собственности. Считается, что урегулирование традиций может быть связано с желанием правительства уменьшить влияние Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая считалась единственной оппозиционной партией в стране. В 2015 году её обвинили в попытке государственного переворота и ликвидировали.

Генеральный директор юридической компании «Химоя» Навруз Одинаев полагает, что сверхвысокие траты таджиков на проведение торжеств — это постсоветское явление. По его словам, после распада СССР в деревнях появились муллы, знатоки мусульманского культа, которые хоть и знали главы Корана, однако не понимали их сути. Профессия считалась почётной и обеспечивала таких людей деньгами и уважением. Мулл приглашали на все деревенские торжества, с их лёгкой руки в обиход вошли далекие от религии обычаи.

Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов» имеет двоякое значение, считает Умед Джайхани. С одной стороны, он действительно сподвигает народ не тратить деньги почём зря, но с другой — способствует падению спроса на всё, что связано со свадьбой. Все те, кто был занят в сфере околосвадебного бизнеса, либо разорились, либо потерпели значительные убытки. Зато выросла и без того великая армия чиновников, а вместе с ней — расходы на содержание бюрократического аппарата.

Впрочем, есть свидетельства, что простой народ, люди со средним достатком и ниже, оказались скорее обрадованы новыми правилами. «Для людей, которые не могли себе позволить большие траты, этот закон стал чем-то вроде щита. Раньше приходилось из-за „айбай“ идти на большие растраты, а тут закон — и ничего не поделаешь», — рассказывает Навруз Одинаев. Деньги лучше потратить на детей или, как предлагает текст документа, на улучшение жилищных условий, чем на пустое бахвальство, — только чтобы сосед не сплетничал за спиной.

В обществе потребления, граждане которого не привыкли считать копейки, таджикские традиции чувствовали бы себя замечательно. Обычно государство стимулирует потребление, чтобы наладить постоянный оборот товаров и денежных средств, — это и называется обществом потребления. Чем больше потребляешь, тем больше производишь. «Что до Таджикистана, то повышение спроса на потребление здесь приводит не к увеличению производства, а к обнищанию», — подчёркивает Джайхани.

Нынешний путь запретительных решений ни к чему не приведёт, считает он: следует реформировать экономику. Часть населения избавлена от необходимости тратить огромные деньги на свадьбы и обряды. Однако это не означает конец «айбая». Прежде шикарно праздновали и тратили деньги в открытую, теперь — подпольно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector