Servant42.ru

Поздравления и подарки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Черкесская свадьба традиции

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ АДЫГОВ. Вне моды и времени

Последние годы среди адыгской молодежи вновь стало входить в моду проведение свадеб в национальных костюмах и с соблюдением древних обрядов. Свадьба, которая проходит в рамках национальной традиции, позволяет участникам погрузиться в атмосферу свадебного бала с тысячелетней историей, провести торжество оригинально и нестандартно, совершить эмоциональное путешествие в прошлое. Такая свадьба оставляет незабываемые впечатления.

Современная адыгская свадьба возродила много элементов древнего многоуровневого обряда. Многие семьи предпочитают следовать древним адыгским традициям, которые не подвластны капризам моды и времени.

Сватовство . У западных адыгов сватовство называется «псэлъыхъо», то есть поиск души. Если раньше парень вместе с друзьями в поисках девушки своей мечты ездил по аулам, то сегодня такой поиск не столь актуален. Поиск души в наше время идет по всем направлениям: от знакомств на улице, на каких-то торжествах до знакомств в интернете.

Согласно институту сватовства у адыгов для девушки достигшей брачного возраста принято выделять «пшъэшъэ унэ» — отдельную комнату или дом (в зависимости от достатка семьи) для общения с потенциальными женихами в присутствии младшей сестры или подруги.

В наше время молодые люди часто стесняются зайти в гостиную девушки. Старшее поколение с порицанием относится к тому, что некоторые молодые люди до 25 лет проводят у ворот девушки весь вечер, общаясь с ней по телефону. Мужчины постарше активно завоевывают внимание понравившейся девушки: и цветы, подарки, и необычные сюрпризы. Главное, это рекламная компания его друзей, которые вечерами напролет агитируют девушку выйти замуж.

Настает счастливый момент, когда девушка дает согласие, и пара обменивается залогом верности — Iэуж (знак того, что достигнуто соглашение о свадьбе), назначают день свадьбы. Семья жениха готовится к празднованию, оповещают родственников жениха о предстоящей свадьбе, распределяют обязанности.

Один из важных вопросов — это наряд жениха и невесты. Традиция одевать невесту пришла к адыгам совсем недавно, буквально последние двадцать лет. Мой консультант по традиционным свадебным обрядам бабушка Гощэфыжь возмущалась тому, что теперь девушкам покупают свадебные наряды, раньше невеста сама шила себе свадебное платье и демонстрировала свое умение шить одежду, которая может передать красоту и характер.

Выбор традиционного свадебного наряда представляет собой более важное действие, чем сам свадебный ритуал, потому что свадебный наряд является связующим звеном между поколениями. Последние годы молодые люди и девушки гордятся своими обычаями и многие в Адыгее делают выбор в пользу национального костюма в день свадьбы.

Уместно вспомнить, что в 2004 году невеста принца Иордании Али Бин аль-Хусейн, принцесса Рим, в день свадьбы вышла к многочисленным гостям в национальной черкесской одежде — адыгэ сае, исполнив желание жениха.

Как известно, принц Али — сын короля Хусейна от третьего брака с этнической черкешенкой Алией Тукан. Свадебный наряд изготовила знаменитый златокузнец, модельер Аси Ася Еутых —

Образ невесты в национальном костюме «сае» — это образ романтической красавицы, в которой изысканная внешность сочетается с простотой и естественностью движений. Образ жениха в черкеске «цый» – это образ достойного и храброго мужчины, для которого главное в его жизни честь. В Адыгее часто играют свадьбы, где невеста в национальном наряде, а жених в классическом европейском костюме.

Сегодня адыги умудряются в течение двух дней сыграть свадьбу и совершить почти все сопутствующие мероприятию обряды, хотя в прежние времена свадьбы играли месяцами, обряды растягивались на годы.

Адыгская свадьба. Аул Хабез. 60-е годы XX века (из архива Аслана Гозгешева).

Нысащэ – день поездки и привоза невесты. У адыгов невесту раньше забирали из родительского дома вечером и свадьбу играли всю ночь. В наши дни стало модно приезжать за невестой в полдень. Испокон веков за невестой отправлялись друзья жениха с гармонистом и одной девушкой для сопровождения невесты к будущим родственникам, но в наши дни за невестой едут молодые люди и девушки со стороны жениха, которые приглашены на свадьбу.

Особо стоит остановиться на транспорте. Для невесты обязательно подают лимузин или дорогую иномарку. В старину за невестой отправлялись на лошадях, невесту везли в повозке, потом в моде стали бортовые машины, а сейчас красивые машины, из окна которых, на ветру развевается адыгский флаг.

Наблюдая за стройными рядами красивых машин моя соседка, мать 6 детей и 7 внуков, сокрушается, что когда она выходила замуж, ей пришлось идти пешком до дома жениха больше 50 километров, и возмущается, что молодожены, для которых организуют такие красивые свадьбы, умудряются разводиться.

Вывод невесты сопровождается красивой свадебной песней с припевом, которую исполняют мужчины. Как только молодые переступают порог дома невесты, свадебному кортежу преграждают путь, требуя выкуп за невесту. На всем пути следования свадебного кортежа вплоть до дома жениха будут шлагбаумы из машин.

Друзья жениха, щедро одаривая тех, кто мешает движению, будут выкупать дорогу молодоженам. Этот обряд объясняется тем, что в обоих родах при создании нового союза возникало нежелание, в одном случае, отдавать свою дочь чужим, а в другом, принимать чужую женщину.

Следует отметить, что есть некоторые различия в свадебных обрядах у восточных (кабардинцев) и западных (бжедугов, шапсугов) адыгов. Например, у западных адыгов принято провожать невесту в дом жениха.

Невесту сопровождают молодые мужчины, обычно родственники по линии отца, которые на протяжении всей свадьбы представляют интересы невесты, следят за тем, чтобы к ней относились с должным уважением и почетом.

Свадебный кортеж останавливается возле дома жениха, невесту выводят из машины и перед ней расстилают дорожку из шелковой ткани — «лъэгукIэтын», чтобы судьба невесты была мягкой как шелк. Невеста проходит по шелковой ткани, ее осыпают зерном, конфетами, орехами, деньгами, чтобы жизнь молодоженов была благодатной и сытной, затем ее переносят через порог и вносят в дом.

Причем, этот обычай соблюдается неукоснительно на любой адыгской свадьбе, невзирая на то по каким канонам проходит свадьба. Считается, что судьба будет немилостива к молодым, если вдруг невеста перешагнет или ненароком встанет на порог, потому, что души умерших родных селятся под порогом, и их нельзя ненароком потревожить.

Невесту заводят в отдельную комнату, ставят в угол, к ней заходят родственники жениха, которые должны осыпать невесту сладостями и деньгами за право поднять накидку и посмотреть на невесту. Согласно обычаям адыгов, как только жених довез невесту до своей калитки, он должен уйти со свадьбы и не попадаться на глаза старшим рода. Но последнее время много свадеб, где жених находится подле невесты на протяжении всей свадьбы.

Как заметила бабушка Гощэфыжь, раньше адыги в своих поступках руководствовались чувством стыда, поэтому жених исчезал, как только привозил невесту в дом. Присутствие жениха на свадьбе, как и проведение свадеб в кафе или в ресторане отталкивают, на мой взгляд, такие свадьбы теряют аромат национальной свадьбы. Это как копия картины художника – всегда останется копией. Ценность картины в штучности, так и свадьба в адыгском стиле должна быть на территории жениха и без жениха.

Адыги говорят, что человек оказывается в центре общества три раза в жизни: в момент рождения, в день свадьбы и в день смерти. Эти дни должны пройти в родном доме, эти моменты с тобой должны разделить твои родные и близкие люди, твои родные стены, которые пропитаны энергией твоей семьи и наполнены душами твоих ушедших предков.

Нысэщэ джэгу – танцы в честь невесты. В настоящее время культура адыгского народного пения оказалась полностью утраченной, свадебные торжества, как правило, сопровождают гармонист и пхъэчичао (трещоточник).

Отрадно, что сегодня стало модно и престижно уметь хорошо танцевать на «нысэщэ джэгу», хотя часто юноши и девушки позволяют себе не свойственные адыгской танцевальной культуре резкие движения и скачки, подергивание плечами. Еще несколько лет назад много нареканий от старших получали на свадьбах девушки в брючных нарядах. Теперь девушки стараются демонстрировать на свадьбе красивые платья в пол, меньше стало девушек в коротких юбках или с оголенными плечами.

Восстановлен институт «хьатиякIо» или «джегуако», который держит в руках символ власти — фундуковую палочку, и руководит свадебным обрядом. Со стороны девушек и молодых людей есть главный, кто их приглашает на площадку танцевать. Радует, что на «нысэщэ джэгу» возобновлены конкурсы на лучшего танцора, на самый красивый наряд.

На современных свадьбах возрождены следующие обряды:

— женщин со стороны жениха во время самих веселий крадут и запирают в курятнике. Их выкупают, и веселье продолжается;

— если еще жива бабушка жениха (гуащэжъ – старая свекровь для молодой девушки-невестки), то она берет мешок с угощениями, закидывает его за спиной и убегает в шутку из дома. Смысл в том что, мол, пришла вот новая хозяйка и выгоняет меня, житья не даёт! Молодая-невестка уговаривает вернуться бабушку домой, дарит бабушке мешок со сладостями, убеждает ее, что никто ее не выгонит, что ее будут почитать и уважать. Бабушка обнимается с невестой, и они возвращаются вместе в дом;

Читать еще:  Аренда авто на свадьбу москва

— три девушки из полных семей (то есть у них в наличие живые родители, дедушка и бабушка) по очереди продевают три раза иголку с золотой нитью на платке невесты. Смысл обряда в том, что от точности и скорости этой процедуры зависит сноровка и трудолюбие невесты;

— вешают на крышу холостяка флаг (обычно, мужчина кому глубоко за 30 лет). Флаг можно снять только в одном случае – свадьба.

— къыфэтэн – отдать за невесту выкуп. Невесту выводят на улицу под завершение свадьбы, в её честь танцуют и все родственники выкупают невесту;

— под занавес свадьбы во двор въезжает всадник на коне с ружьем, и стреляет в воздух, что означает конец свадьбы. Часто вместо всадника въезжает автомобиль, который резко заводится и беспрерывно сигналит. Всаднику или водителю машины вручают ореховую шапку (чы паIо) или ореховый флаг (дэжъые быракъ). Ореховые предметы готовят родственники жениха.

Нысэищэ – ввод невесты в большой дом является завершающим этапом. Невесту знакомят со старшими женщинами рода, со свекровью. На этом завершается основная часть свадьбы.

Стоит сказать о том, что постепенно возрождается институт нэчыхьытх – регистрация брака в мечети. Многие молодожены после посещений мечети едут в загс для регистрации брака.

Следует сказать о том, что до сих пор соблюдается следующий обычай: родители невесты не присутствуют на свадьбе. После того как невесту привозят в дом жениха, отец жениха вместе с кем-то из родственников отвозит родителям невесты пшъэшъэ гъэтэджыпкI (плата за то, что девушка встала и ушла из родительского дома – обычно символическая сумма). Это не калым, как часто любят представлять этот процесс в современной литературе, а знак уважения к семье невесты.

В тот же день родственники невесты отвозят ее вещи в дом жениха. Родственников невесты на свадьбе принимают с почетом, для них накрывается отдельный стол, но их пребывание на свадьбе регламентировано этикетом (максимум два часа).

Сегодня адыги умудряются на следующий день привезти невестку к своим родителям (тыщас). Обычно у адыгов первая послесвадебная поездка невестки в отчий дом совершалась через год или полтора после свадьбы. За это время невестка адпатировалась к быту и семейному укладу в новой семье, успевала родить ребенка. Но в век ускорения все обряды как в кино прокручиваются быстро.

Про остальные обряды не стоит писать, потому что они уже очень редко встречаются в сегодняшних свадебных обрядах адыгов. Это и блэгъэфакIо – первые взаимные визиты родителей молодых, и мэхъулъэгъашIо – первый визит зятя к родственникам жены.

Эти мероприятия раньше сопровождались застольем, отмечались как мини свадьбы. Последний раз я присутствовала в 1989 на обряде мэхъулъэгъашIо. С тех пор даже не слышала о проведении этого обряда.

Во все времена весь мир держится на семье, потому что от неё зависят многие аспекты нашей жизни. Как гласит известный афоризм: « Главное в жизни – это семья. Карьера – не ждет тебя дома, деньги – не вытрут слёзы, а слава – не обнимет ночью».

Для девушки свадьба – это чудо, мечта родом из детства, а для юноши – это серьезный шаг становления, когда он должен заботиться о жизни жены и детей. О семье.

Автор: Аменет Псеуш.

Иллюстрации: кадры из фильма Аслана Ципинова «Традиционная адыгская свадьба».

Свадьба Татлок Рустама и Адамиевой Бэлы. 6.07.12, Адыгея, пос. Яблоновский

Свадьба Розы и Аскера. Аул Панахес, Адыгея


Свадьба Дианы и Расула, г. Майкоп

Свадьба Нафисет и Руслана, аул Ходзь, Адыгея

Свадьба Анжелы и Арсена

Черкесская свадьба традиции

  • English ( 2436 )
  • Адыгабзэ ( 197 )
  • Turkce ( 153 )
  • О нас ( 1 )
  • A >20 )
  • Творчество ( 91 )
  • Архив ( 0 )
  • Русский ( 8662 +2 )
    • Происшествия ( 889 )
    • Политика ( 1076 +1 )
    • Аналитика ( 1094 )
    • Общество ( 1128 +1 )
    • Спорт ( 376 )
    • Экономика ( 503 )
    • Абхазия ( 558 )
    • Диаспора ( 1040 )
    • История ( 731 )
    • Культура ( 1034 )
    • Экология ( 233 )
« Март 2020 »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Последние годы среди адыгской молодежи вновь стало входить в моду проведение свадеб в национальных костюмах и с соблюдением древних обрядов. Такая свадьба оставляет незабываемые впечатления.

Сватовство. У западных адыгов сватовство называется «псэлъыхъо», то есть поиск души. Если раньше парень вместе с друзьями в поисках девушки своей мечты ездил по аулам, то сегодня такой поиск не столь актуален. Поиск души в наше время идет по всем направлениям: от знакомств на улице, на каких-то торжествах до знакомств в интернете.

Один из важных вопросов – это наряд жениха и невесты. Традиция одевать невесту пришла к адыгам совсем недавно, буквально последние двадцать лет. Мой консультант по традиционным свадебным обрядам бабушка Гощэфыжь возмущалась тому, что теперь девушкам покупают свадебные наряды, раньше невеста сама шила себе свадебное платье и демонстрировала свое умение шить одежду, которая может передать красоту и характер.

Образ невесты в национальном костюме «сае» – это образ романтической красавицы, в которой изысканная внешность сочетается с простотой и естественностью движений. Образ жениха в черкеске «цые» – это образ достойного и храброго мужчины, для которого главное в его жизни честь. В Адыгее часто играют свадьбы, где невеста в национальном наряде, а жених в классическом европейском костюме.

Сегодня адыги умудряются в течение двух дней сыграть свадьбу и совершить почти все сопутствующие мероприятию обряды, хотя в прежние времена свадьбы играли месяцами, обряды растягивались на годы.

Нысащэ – день поездки и привоза невесты. У адыгов невесту раньше забирали из родительского дома вечером и свадьбу играли всю ночь. В наши дни стало модно приезжать за невестой в полдень. Испокон веков за невестой отправлялись друзья жениха с гармонистом и одной девушкой для сопровождения невесты к будущим родственникам, но в наши дни за невестой едут молодые люди и девушки со стороны жениха, которые приглашены на свадьбу.

Вывод невесты сопровождается красивой свадебной песней с припевом, которую исполняют мужчины. Как только молодые переступают порог дома невесты, свадебному кортежу преграждают путь, требуя выкуп за невесту. На всем пути следования свадебного кортежа вплоть до дома жениха будут шлагбаумы из машин. Друзья жениха, щедро одаривая тех, кто мешает движению, будут выкупать дорогу молодоженам.

Невесту сопровождают молодые мужчины, обычно родственники по линии отца, которые на протяжении всей свадьбы представляют интересы невесты, следят за тем, чтобы к ней относились с должным уважением и почетом.

Свадебный кортеж останавливается возле дома жениха, невесту выводят из машины и перед ней расстилают дорожку из шелковой ткани – «лъэгукIэтын», чтобы судьба невесты была мягкой как шелк. Невеста проходит по шелковой ткани, ее осыпают зерном, конфетами, орехами, деньгами, чтобы жизнь молодоженов была благодатной и сытной, затем ее переносят через порог и вносят в дом.

Невесту заводят в отдельную комнату, ставят в угол, к ней заходят родственники жениха, которые должны осыпать невесту сладостями и деньгами за право поднять накидку и посмотреть на невесту.

Согласно обычаям адыгов, как только жених довез невесту до своей калитки, он должен уйти со свадьбы и не попадаться на глаза старшим рода. Но последнее время много свадеб, где жених находится подле невесты на протяжении всей свадьбы. Как заметила бабушка Гощэфыжь, раньше адыги в своих поступках руководствовались чувством стыда, поэтому жених исчезал, как только привозил невесту в дом.

Нысэщэ джэгу – танцы в честь невесты. В настоящее время культура адыгского народного пения оказалась полностью утраченной, свадебные торжества, как правило, сопровождают гармонист и пхъэчычао (трещоточник).

Отрадно, что сегодня стало модно и престижно уметь хорошо танцевать на «нысэщэ джэгу», хотя часто юноши и девушки позволяют себе не свойственные адыгской танцевальной культуре резкие движения и скачки, подергивание плечами. Еще несколько лет назад много нареканий от старших получали на свадьбах девушки в брючных нарядах. Теперь девушки стараются демонстрировать на свадьбе красивые платья в пол, меньше стало девушек в коротких юбках или с оголенными плечами.

Восстановлен институт «хьатиякIо» или «джегуако», который держит в руках символ власти – фундуковую палочку, и руководит свадебным обрядом. Со стороны девушек и молодых людей есть главный, кто их приглашает на площадку танцевать. Радует, что на «нысэщэ джэгу» возобновлены конкурсы на лучшего танцора, на самый красивый наряд.

Нысэищэ – ввод невесты в большой дом является завершающим этапом. Невесту знакомят со старшими женщинами рода, со свекровью. На этом завершается основная часть свадьбы.

Стоит сказать о том, что постепенно возрождается институт нэчыхьытх – регистрация брака в мечети. Многие молодожены после посещений мечети едут в загс для регистрации брака.

Читать еще:  Свадьба под ключ москва

Следует сказать о том, что до сих пор соблюдается следующий обычай: родители невесты не присутствуют на свадьбе. После того как невесту привозят в дом жениха, отец жениха вместе с кем-то из родственников отвозит родителям невесты пшъэшъэ гъэтэджыпкI (плата за то, что девушка встала и ушла из родительского дома – обычно символическая сумма). Это не калым, как часто любят представлять этот процесс в современной литературе, а знак уважения к семье невесты.

В тот же день родственники невесты отвозят ее вещи в дом жениха. Родственников невесты на свадьбе принимают с почетом, для них накрывается отдельный стол, но их пребывание на свадьбе регламентировано этикетом (максимум два часа).

Сегодня адыги умудряются на следующий день привезти невестку к своим родителям (тыщас). Обычно у адыгов первая послесвадебная поездка невестки в отчий дом совершалась через год или полтора после свадьбы. За это время невестка адаптировалась к быту и семейному укладу в новой семье, успевала родить ребенка. Но в век ускорения все обряды как в кино прокручиваются быстро.

Невеста молчит, жених прячется от тёщи. Как отмечают свадьбы на Кавказе

Эксперты отмечают в республиках СКФО тенденцию к возрождению свадебных традиций. Как горцы сватались и играли свадьбы и почему сейчас они считают важным сохранять то, что уже не имеет практического смысла, узнавал «АиФ-СК».

Хочешь жениться — готовь коров

Молодые осетины, за исключением тех случаев, когда пару им подбирали родители, что было довольно часто, знакомились на танцах и праздниках, — рассказал руководитель осетинского культурно-просветительского общества «Амонд» Ставрополья Таймураз Дзанаев.

«Всё должно было выглядеть очень целомудренно. Парень мог пригласить понравившуюся девушку на танец, но не мог явно показать, что она ему нравится. Красавица во время танца не поднимала глаз. Украдкой, мимолётным взглядом они могли дать понять друг другу о своей симпатии», — говорит Таймураз.

Затем в дом потенциальной невесты засылались сваты. Но согласие на брак они получали далеко не с первого раза. При этом к девушке из знатного рода мог свататься только равный ей или более богатый и влиятельный осетин. Также за невесту нужно было отдать калым. Чем богаче семья девушки — тем больше выкуп.

Как писал Коста Хетагуров в этнографиеском очерке «Особа», у осетин калым был «мерилом достоинства крови». За единицу измерения брали коров.

«Хетагуровы (Зидахановы, Мамиевы, Бырнацевы, Дзанаевы и Джиоевы), Цуциевы, Губаевы и Саутиевы (представители знатных родов — ред.) брали по сто коров с условием: 20 коров выплачиваются коровами, 56 чем попало — пашнями, медью, оружием, скотиной и пр.- по оценке выборных. Бык идёт за две коровы, а пять баранов за одну. По ценности остальных 24 коров следует дать что-либо определённое — ниву, ружьё или медный котёл; последний должен весить 24 литра», — писал Хетагуров, добавляя, что ни одна семья не могла сразу уплатить калым в 100 коров. Его выплачивали со дня сватовства до самой свадьбы. Выкуп для остальных фамилий был не ниже 25 и не выше 30 коров.

Его судьба — в её руках

У карачаевцев и балкарцев молодёжь часто знакомилась на танцах под названием «той». Их, как русские балы, устраивали в честь различных праздников, например, совершеннолетия дочерей. Приглашались молодые люди со всей округи, танцевали, общались. Последний танец на тое назывался «азебек». Он был парный, и в нём руки партнёров соприкасались. От того, в каком положении находилась на ладони парня рука его избранницы, зависела судьба молодого человека. Длинные рукава девичьего наряда скрывали ответ от посторонних взглядов, об этом знали только танцующие.

«Если рука красавицы свисала, а не лежала на ладони молодого человека, это означало отказ. Если девичья ладонь ровно покоилась на руке парня, девушка как бы говорила: «Ты хороший, но между нами может быть только дружба». Если юная горянка слегка пожимала мужскую руку большим пальцем, — это значило, что у парня есть шанс. Если же она сжимала его пальцы — симпатия была взаимна», — рассказал руководитель карачаево-балкарского центра «Алан» Рустам Батчаев.

По его словам, прямых вопросов и ответов не было и при визите сватов. Родственники потенциального жениха приходили в дом к родителям девушки с угощением — фруктами и сладостями. Беседовали об отвлечённых вещах. Затем, когда гости собирались уходить, хозяева дома либо вежливо отдавали им принесённые гостинцы, мол, вы забыли то, что принесли, — это означало отказ. Либо оставляли угощение у себя, чем выражали согласие на брак.

Утвердительный ответ у всех народов Северного Кавказа давался не с первого раза. Отдавать дочку сразу было неприлично. Но и после положительного ответа свадьба у карачаевцев откладывалась примерно на год-полтора. За это время будущая невеста должна была сшить своими руками подарки для матери, отца, бабушек и дедушек, братьев и сестёр жениха.

У кабардинцев, черкесов, адыгов также одним из популярных способов знакомства были танцы — «джэгу». Они устраивались на праздниках, свадьбах. Завершающий танец под названием «удж» был парным. Юноши приглашали девушек и во время танца у них было несколько минут, чтобы пообщаться, рассказал кандидат филологических наук, консультант Международной черкесской ассоциации Идар Ципинов.

Сваты, приехав в дом родителей девушки, должны были встать на место, где хранили дрова. Это говорило о цели визита. Второй приезд был решающим, при этом отказ не делался прямо. Например, говорили: наш старший сын не вернулся с войны. Сваты понимали, что девушку им отдавать не хотят. Приезжать в третий раз не было смысла. При этом, если семья девушки не знала семью жениха, могли назначить делегацию, которая выезжала на место и изучала, как живёт потенциальная родня. Исходя из увиденного принимали решение.

Обычай красть невесту применялся в тех случаях, когда были какие-либо препятствия для сватовства. Например, не было возможности заплатить калым или молодым нужно было ждать, пока не женятся их старшие братья и сёстры. Сейчас кража невесты под запретом законодательно, но традиция жива.

«Меня мой муж «украл». Я защищала диссертацию и всё время откладывала визит сватов. Однажды шла в магазин и несколько парней, друзья будущего мужа, подошли ко мне, ловко накинули на меня плед и усадили в машину. Я оглянуться не успела, как меня уже везли в дом жениха. Потом мои родственники забрали меня и сказали, что ответят через сутки. Дома мне дали время подумать, потом зашла мама и спросила, согласна ли я выйти замуж. Я ответила, что согласна», — вспоминает руководитель общественной организации «Ингушская культурно-национальная автономия «Магас» Аза Манкиева.

Когда в день свадьбы невесту забирали из дома, она прощалась с родными почти на месяц. Раньше она не могла навестить их. Ни родители, ни другие родственники невесты на свадьбу не приходили. Как и жених.

Свадьба без жениха

У северокавказских народов жених не должен присутствовать на своей свадьбе. Ему положено прятаться у соседей либо в другом зале и не попадаться на глаза гостям, и особенно своим родителям. Хранители традиций говорят, что это символизирует стыдливость от предстоящего вступления мужчины во взрослую жизнь и интимные отношения с женщиной.

Невеста всю свадьбу принимала поздравления одна. Воплощение скромности и целомудрия, в наряде с закрытой шеей, руками и волосами, она почти всё торжество стояла в отведённом ей уголке, опустив ресницы и не проронив ни слова. У адыгов невеста находилась в отдельном зале в окружении новой родни.

Также без жениха молодая входила в его дом. Здесь обряды у разных народов Кавказа также перекликаются. Но есть вариации. У осетин невеста кормит свекровь и других родственниц жениха мёдом — символ того, что она принесёт в их семью счастье. У ингушей мёдом угощают невесту, чтобы ей сладко жилось в новом доме. В традиционной свадьбе у адыгов старшая из рода жениха обмазывала губы невестки смесью сливочного масла с мёдом, чтобы каждое слово, которое выходило из уст девушки, было приятным. Невесту осыпали пшеном и давали пройти по овечьим шкурам. Ворсинки шерсти означали многочисленные дни счастливой семейной жизни. Осетины водили девушку вокруг очага.

Сейчас невесту осыпают деньгами и конфетами. Родственницы жениха, как и раньше, встречают молодую танцами. У чеченцев и осетин девушке перед порогом дают подержать маленького мальчика, чтобы первенцем был сын. У ингушей при входе невеста кладёт на новое место коврик с веником, показывая, что она пришла в дом как хозяйка. А у осетин на следующее утро после свадьбы молодая жена должна встать раньше всех и подмести дом, двор и улицу.

Молчание — золото

Жених появляется к концу дня. Причем он должен прокрасться к молодой жене, чтобы не видели старшие. И только в спальне молодожёны встретятся в день своей свадьбы.

Читать еще:  Арендовать автомобиль на свадьбу

У карачаевцев, в отличие от остальных горцев, брачная ночь наступает на третьи сутки. Она так и называется — «третья ночь». В этот день приезжают родственники невесты. Оценивают, в какой дом попала их дочь, и присутствуют на обряде бракосочетания под названием «никях». Муфтий при свидетелях спрашивает жениха и невесту, согласны ли они пожениться. После того как молодые трижды отвечают «да», их объявляют мужем и женой.

Кроме того, карачаевскую невесту в дни свадьбы сопровождают минимум двое-трое, а то и семь-восемь джигитов — её братьев. Так как фактически женой она становится только на третью ночь, не принято оставлять девушку одну в чужом доме, поэтому её охраняют. С братьями также находится жена одного из братьев или дядей, чтобы в случае необходимости подсказать неопытной девушке, как себя вести.

У черкесов, кабардинцев, адыгов «никях» проводится ещё до свадьбы.

У ингушей зять не должен встречаться с тёщей не только на свадьбе, но и в течение всей жизни. И этот обычай до сих пор соблюдается.

«У меня мама и муж никогда не пересекались, — говорит Аза Манкиева. — Обычно я навещаю родителей в их доме. А если моя мама приезжает к нам, то я заранее предупреждаю об этом мужа.

Такая традиция — символ почтения к старшим. Зять, стараясь не попадаться на глаза, таким образом проявляет уважение к матери своей жены. В более мягкой форме обычай есть у других горских народов, когда мужчина не должен ночевать или жить у тёщи.

Молодая жена тоже должна вести себя тише воды. Всю свадьбу она проводит молча. В завершение праздника проводят обряд выведения невесты на речь. У ингушей друзья жениха пытаются разговорить девушку, дарят подарки. Выдержав паузу, она может поблагодарить парней и прервать своё молчание. У карачаевцев невеста может произнести первые слова в доме мужа, подав воды старшим и пожелав при этом здоровья. Ситуации, в которых девушка заговорит, могут разниться, но сам ритуал выведения на речь подчёркивают скромность и немногословность женщины, которые необходимы в семейной жизни. Проведение обряда не значит, что теперь можно болтать сколько хочется. Позиция «молчание — золото» — эталон поведения невестки. Более того, у горцев не принято обращаться к родственникам мужа по именам. Родителей нужно называть «мама» и «папа» на национальном языке. Для обращения к деверям, золовкам и другим родственникам есть специальные уважительные слова.

Муж и жена называть друг друга по имени могут только наедине. Это считается интимным и не выносится на всеобщее обозрение. Как и любые проявления ласки, поцелуи и объятия.

Карачаевские свадебные обычаи и традиции

Карачаевская свадьба – это отражение традиций обычаев, а также образа жизни и ценности народа. Они передаются от одного поколения другому. Сегодня, разумеется, обряды проведения торжества немного отошли от прошлых канонов, но суть остается прежней. Например, кони были заменены на машины, тарантасы и клаксоны – на стрельбу из ружей. Такая особенная традиция как кража невесты, теперь стала редкостью и лишь по ее желанию. Давайте рассмотрим, какие особенности имеет карачаевская свадьба, и как она изменилась с давних времен.

Формы бракосочетания

В давние времена всегда было несколько различных форм бракосочетания:

  • брак по сватовству. На первом этапе стороны договаривались, далее уплачивался калым. Лишь после игралась свадьба. Будущие молодожены друг дружку могли не знать;
  • брак – обмен невестами. Этап сговора, на котором происходила уплата калыма, мог быть предусмотрен даже для малолетних детей. Это была так называемая помолвка. В редких случаях такой сговор мог быть заключен даже на детей, которые еще не родились. В случае смерти жениха, за брак с которым был уплачен калым, до свадебного торжественного мероприятия, родные невесты имели возможность востребовать половину оговоренной суммы;
  • брак тул той или по иному левират. На сегодняшний день данный вид брака – это уже пережиточная форма. Его смысл был в том, что вдова одного из братьев становится женой второго. Это объяснялось тем, что, по мнению горцев, вся собственность умершего непременно остается в семье, а жена с детьми – особенно;
  • брак сорорат. Сейчас данная форма уже устарела. Она предусматривает бракосочетание овдовевшего с сестрой его погибшей жены.
  • тайные браки или с похищением невесты. Ранее они были очень распространены, сейчас же данный обычай может соблюдаться лишь с согласия невесты. В давние времена чаще всего похищение являлось вынужденной мерой, а причинами могли быть:
  1. невозможность получения согласия родителей возлюбленной;
  2. отказ невесты от замужества;
  3. недостаточное количество средств для выплаты калыма;
  4. оттягивание процесса бракосочетания.

При удачно совершенном похищении юноше удавалось получить согласие дамы сердца, а также ее родителей на проведение свадебного торжества. Неудача жениха была позором для него и его родных. Для родных девушки такой шаг являлся оскорбительным, и в целях разрешения конфликтной ситуации привлекалось множество человек с двух сторон. Они совершали попытки примирения родителей жениха, а также невесты. При удачном осуществлении похищения калым не оплачивался, а в случае неудачи на жениха накладывалось еще выполнение выплаты пени за примирение сторон, которая называлась «джарашханлыкъ».

Традиции прошлого

  • карачаевская свадьба всегда требовала соблюдения в пределах одной семьи. Это означает то, что младшая не может выйти замуж раньше старшей. Аналогичное правило было распространено и на мужскую половину;
  • имеется запрет на браки внутри одной фамилии или родственных, которые входят в единую группу под названием «къауум» и имеют общего предка. Ранее даже доходило до изгнания из селения;
  • многоженство. По факту муж мог иметь двух жен при том раскладе, когда первая не могла ему родить детей, или если она по старости или болезни не способна выполнять работы по дому. Первая пользовалась особым уважением, а вторая лишь была в ее подчинении и вся самая тяжелая работа ложилась на ее плечи.

Свадьба сегодня

Карачаевская свадьба на сегодняшний день проходит в форме бракосочетания по сватовству, при этом уплачивается калым, но согласие вступающих в него молодоженов на первом месте. Этап сватовства включает ведение переговоров о калыме и о том, какие подарки или берне невеста преподнесет родным жениха. В это время родители девушки приносят дары всем членам семьи ее избранника. Выйти замуж без приданного или юйкерек невеста не может, чаще всего в него могут входить: предметы мебели, а также одежда, постельные комплекты, ковры, посуда. Сегодня состоятельные семьи могут дополнить приданое дочери машиной или даже квартирой.

При соблюдении традиций на машинах из кортежа, на которых проходит карачаевская свадьба, на крыше закрепляются ковры. Они после проведения торжества передаются в качестве подарка владельцам машин. Чаще всего забирать невесту едет свита жениха, а он сам в редких случаях принимает участие в данном процессе.

В идеале невеста наряжается в национальный свадебный костюм. По приезду представителей от жениха им предлагается украшение. Важно то, что родители невесты при этом за стол не садятся, такая честь предоставляется только ее родственникам. Карачаевская свадьба подразумевает разделение столов на мужские, а также женские. Когда невеста готова, шафер жениха дает покрывало ей на голову или как оно называется ауджаулукъ, а также обручальное кольцо. Подруги невесты награждаются парфюмерными изделиями. Перед входом в помещение нужно одарить мальчика, который охраняет его. Но, на этом задачи свиты еще не выполнены, они должны догадаться, какая из девушек – невеста. Если не угадают должны выплатить штраф.

Далее следует обряд по переводу невесты с циновки. Самый близкий из родственников жениха берет ее за руку и направляется на выход. Провожают девушку на машине песней «Орайда». Уехать кортеж может лишь после оплаты за выполнение открытия ворот. В сопровождение с невестой едут ее родственники. Подъезд к дому осуществляется с шумом. Сегодня чаще всего – это выполнение стрельбы из ружей.

Невеста в дом суженого входит всегда с правой ноги и наступает на специально приготовленную кошму или овечью шкуру. Она слышит приветственные слова: «В дом счастье входит!». Важно, что в этот момент ее осыпают деньгами, конфетами.

Завершалась раньше карачаевская свадьба приемом гостей со стороны невесты или джыйын. На этом этапе передавалось приданное, берне, с девушки снималось покрывало и организовывалась первая встреча молодоженов. На сегодняшний день родные невесты приезжают в дату введения ее в дом и сразу привозят все с собой. В доме жениха накрывается большой стол, а на празднование съезжается до ста гостей.

Карачаевская свадьба всегда проводится с размахом и считается одной из самых затратных и богатых. Для того чтобы накрыть стол может быть забито несколько овец или даже бычков. При современной жизни соблюдение всех традиций уже становится практически невозможно, но суть торжества должна оставаться.

Оцените был ли полезен для вас данный материал и расскажите о нем друзьям

(Еще не оценили)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector