Servant42.ru

Поздравления и подарки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий о русском языке

«Любители русского языка», сценарий внеклассного мероприятия

Оформление:

  • плакаты,
  • фонограммы с русскими народными песнями,
  • плакаты с цитатами выдающихся людей о русском языке.

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками”.

“Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”.

1-й ведущий: (читает высказывание И.С.Тургенева о русском языке).

“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.

2- ведущий:

Уважаемые любители русского языка!

На протяжении всего вечера вы будете решать задачи по русскому языку. Они не похожи на математические, но решение найти не просто. Это и понятно: совершенное знание родного языка – трудное дело.

ЗАДАНИЯ:

1. Решите шараду.

Вот вам условие мое,
На место Е поставьте Е,
Перемените ударенье.
Посуда словно в воду канет,
Погода ясная настанет.

2. В каком слове, состоящем из трех букв, можно допустить четыре грамматические ошибки?

3. Какое слово из одиннадцати букв все ученики и даже учителя пишут неправильно?

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что соберешься,
Без меня не обойдешься.

5. Разместите буквы в правильном порядке.

Весна + рок = …(русский поэт),

Лик + пен = … (птица),

Том + вата = …(оружие),

Бар + соки = …(фрукт).

(Некрасов, пеликан, автомат, абрикос).

6. В сетку по горизонтали впишите шесть слов, содержащих “гол”.

(Голова, голубь, иголка, уголок, гоголь, щеголь).

7. В каком слове сорок гласных? (Сорок А).

8. Решите шараду.

С м меха я пожираю,
С б мучительна бываю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.

(Моль, боль, роль, соль).

9. Как можно превратить слово “мел” в мелкое место, “угол” — в топливо, “шест” — в число? (Надо смягчить конечные гласные. Получится: мель, уголь, шесть).

10. Решите двойную шараду.

Слова, составляющие ее, запишите сначала слева направо, а затем наоборот. В обоих случаях вы должны образовать одно и тоже слово.

1. Сооружение для постройки и ремонта судов.

2. Геометрическое тело, которому приблизительно соответствует по форме спасательный круг.

1. Система условных обозначений. (Слева направо: 1. Док. 2. Тор.

11. В каких словах по сто согласных?

12. О каком правиле правописания шла речь в детской передаче “Радио- няня”:

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.

(Здесь речь идет о правиле: “Буква и после ц пишется в корнях слов (исключение: цыпленок, цыган, цыкнуть, на цыпочках) и в словах на

— ция. Буква ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах.

13. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?

14. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных палок с заостренными концами?

15. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

(В таких, как Аксинья, Анисья, Наталья, Федосья, Татьяна, Ульяна).

16. Что стоит посередине земли?

17. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных.

(Всплеск, взгляд, встреча).

18. Отгадайте метаграмму:

С к в полях меня найдете,
С г романсы запоете.
С в косички заплетете.

(Колос, голос, волос).

19. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

20. Хитрые вопросы-шутки:

— Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суффикс уменьшительности –ик: домик).

— Как топор превратить в рукоятку? (Добавить суффикс орудийности –ищ: топорище).

21. В одном из стихотворений В.Маяковский обращается к солнцу:

Чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы?

Сколько глаголов в этих строчках?

22. Решите анаграмму:

Фонарь с рефлектором
Для освещения пути
В ночное время вы
Сумеете найти.
Но буквы переставьте —
В один момент
Найдете музыкальный
Инструмент.

23. Вставьте слово, которое было бы окончанием первого и началом второго слова.

3) УТКО (…) ОРОГ (нос)

4) КАБ (…) ОШКО (лук)

Уважаемые знатоки русского языка!

Весь вечер нас сопровождала народная музыка. Вовсе века русский народ находил в песнях и свою радость, и свою печаль. Песня помогала ему строить, защищать страну, растить детей. Многие песни забываются. А вот народные – никогда! Я предлагаю спеть всем вместе несколько русских народных песен.

Сценарий праздника по русскому языку

Праздник русского языка можно проводить на Неделе русского языка или 6 января- День русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий праздника по русскому языку»

Сценарий праздника русского языка

Цель: развивать интерес к изучению родного языка, формировать положительную мотивацию школьной деятельности, формировать навык коллективной работы.

Форма проведения: праздник открытия Недели русского языка.

Предварительная подготовка: составление сценария праздника, подготовка стихов, песен, инсценировок.

Ведущий:Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Русский язык богат, велик и могуч. Мы живем в царстве слов, и слова имеют власть над нашей жизнью.

Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть же слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.

Ведущий: Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

— В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

— В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»

Ведущая. Дорогие друзья! И сегодня мы отправимся в далекий путь – в царство Королевы Грамматики. Путь будет долгим и интересным. Всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания.

Читать еще:  Сценарий день театра в школе

– Посмотрите, какой славный паровозик ожидает нас!

На доске появляется веселый паровозик. И ребята встают со своих мест, становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящим и имитируют движения.

Мы едем, едем, едем

Ведущая. Ребята, вас встречает дежурный по станции!

Дежурный. Здравствуйте, ребята, вы прибыли на станцию «Алфавит».

Буквы строго встали в ряд,

Будто на линейке,

Каждый знает свое место

И уйти не смеет.

Все они стоят красиво

По порядку, посмотри!

Ну а ты теперь сумеешь

Повторить все 33?

Ведущая. Ребята, давайте назовем весь алфавит!

1.Сколько букв в алфавите? (33.)

2. Сколько гласных букв? (10.)

3. Как делятся слова? (На слоги.)

4. Сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

— Какая это буква?

1. Эта буква широка

И похожа на жука (Ж)

2. На эту букву посмотри

Она совсем как цифра 3. (З)

3. Вот два столба наискосок

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква… )

4. Ты с этой буквою знаком.

Стоят два колышка рядком,

А между ними – поясок,

Натянутый наискосок. (И)

5.. В этой букве нет угла,

До того она кругла.

До того она кругла –

Укатиться бы могла. (О)

Дежурный. Молодцы, ребята, знаете буквы, не забывайте их

А вот вам и зеленый свет семафора! В путь, друзья, до свидания!

Звучит песенка, дети поют припев

2. Станция «Знаки препинания»

Дежурный. Здравствуйте, знатоки русского языка! Как вы думаете, почему наша станция так называется? Познакомьтесь с жителями нашей станции.

Ведущий:Внимание! Внимание! Знаки препинания!

-Как?
-Откуда?
-Сколько?
-Почему?
-Зачем?
-Где?
-Куда?
-Какая?
-Отчего?
-О ком?
-Что?
-Кому?
-Который?
-Чья?
-Каким?
-О чём?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак

— Друзья, составьте предложение с вопросительным знаком.

-Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение, победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я, то предложение
С особым выражением
Произнестись должно!

— Друзья, составьте предложение с восклицательным знаком.

У меня особый пост
В самой малой строчке.
Если Точка —
Вывод прост:
Это значит —
Точка..
Фразу следует кончать,
Если Точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.

— Друзья, составьте предложение с точкой.

Дежурный. Молодцы, ребята, не забывайте знаки.

А вот вам и зеленый свет семафора! В путь, друзья, до свидания!

Дежурный: Я житель здешних мест. Здравствуйте, друзья!

У нас что ни слово – АНТОНИМЫ.

А что это за слова?

– Точно, тогда вам не трудно будет отыскать их в моем стихотворении.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только КОНЬ сказал,

А МЫШОНОК – ….высоко.

Воробей сказал, что близко,

А УЛИТКА – ……далеко.

А ТЕЛЕНОК – озабочен

Тем, что яблоко мало.

А ЦЫПЛЕНОК – тем,

Что очень..велико и тяжело.

А КОТЕНКУ все равно:

Кислое – зачем оно?

– Что Вы! – шепчет ЧЕРВЯЧОК –

……Сладкий у него бочок.

Дежурный:. Молодцы, ребята! Вы все слова услышали и назвали. Значит, Вы были очень внимательными. Ну, до свидания, местные жители! А вот вам и зеленый свет семафора! Наш путь продолжается.

4. Станция «Культурная»

Дежурный.Здравствуйте, гости дорогие! Я слышал, что вы отправились в далёкий путь и по дороге демонстрируете свои знания по русскому языку.

Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?

Доктор: На что жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Доктор: А как лечились вчера?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор:Да…Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его нужно лечить.

Дежурный: Что неправильно делал мальчик?

Такие слова говорить плохо. Сквернословие, к сожалению, становится болезнью. А вы знаете, что в 17 веке, по Соборному уложению царя Алексея Михайловича , за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила: «Не сквернословь…. Когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел.».

Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной. Ну, до свидания, местные жители! А вот вам и зеленый свет семафора! Наш путь продолжается.

5. Станция «Конечная»

Появляется Королева Грамматика.

Грамматика. Здравствуйте, дорогие ребята! Я за вами наблюдала во время вашего путешествия в свое волшебное зеркало. Какие же Вы умелые, сообразительные! Вы все выполняли правильно! Невозможно объехать всю мою страну. Но то, что вы уже знаете, – меня очень радует!

Ведущая. Спасибо, дорогая Грамматика, за знания наших ребят! Не покидай их в трудную минуту, будь всегда рядом, чтобы они выросли умными и грамотными!

Ученик: Спасибо, Грамматика,

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

И с правилом четко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять

Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!

Советы :стихотворение «Выучи русский язык»

1.Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады родник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

2.Он твой наставник- великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!

3.Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово- свободы зарница,

Выучи русский язык!

4.Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово-

Выучи русский язык!

Грамматика. Спасибо, вам, ребята, за теплые слова! Я не прощаюсь, а говорю вам «до свидания»!

Ведущая. А наше путешествие завершено. Надеемся, ребята, Вы ничего не забудете из сегодняшней встречи. Удачи Вам во всем!

Сценарий внеклассного мероприятия «Мы говорим на русском языке»

Юрченко Юлия Вадимовна
Сценарий внеклассного мероприятия «Мы говорим на русском языке»

— Здравствуйте, ребята и учителя!

Великий, могучий, правдивый, свободный,

Народной живительной силы родник!

Тебе посвящаем наш праздник сегодня

Читать еще:  Сватовство со стороны невесты слова сценарий

Наш гордый, наш русский, родной наш язык!

Чтение стихотворения. С. Абдулла

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу перестроить,

Если не ищешь отрады цветник.

Если нуждаешься в твердой опоре —

Выучи русский язык.

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи —

Выучи русский язык.

Русское слово живет на страницах,

Мир окрыляющих детских книг.

Русское слово — свободы зарница —

Выучи русский язык.

Ведущий:Дорогие друзья сегодня нас с вами ждет путешествие в страну Русского языка, в которой живут буквы, слова, знаки препинания.

Ведущий: Итак, мы отравляемся в город Пунктуационных знаков.

2. Основная часть

Сценка «Пунктуационные знаки».

На сцену выходят 10 человек (знаки препинания) с большими белыми бумажными карманами на груди.

Ведущий. Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1 маска. Вечно думая над смыслом,

Дети. Вопросительный знак.

Вопросительный знак.Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда? Сколько?Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая?Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Какие? В чем?

Вот какой я мастак,

Ведущий. Прошу вторую маску загадать загадку.

2 маска.Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца.

Дети. Восклицательный знак.

Восклицательный знак. Правильно, ребята!

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Ведущий. Следующая маска, ваша загадка.

3 маска. Загораживает путь, предлагает отдохнуть.

Точка. У меня особый пост

В самой малой строчке.

Если точка — вывод прост:

Это значит — точка.

Фразу следует кончать,

Если точка рядом.

Точку надо уважать.

Точку слушать надо.

И хотя она твердыня

В книге и в тетради,

Без особого труда

Можно с ней поладить,

Если только мысли нить

От воды избавить,

Если точку не забыть

Ведущий. А теперь прошу представиться остальных.

Многоточие. Я — многоточие.

Обо мне сложены такие строчки:

Стоят три кумушки рядком,

Ведут беседу, но тайком,

Двоеточие. Я — двоеточие.

Обо мне говорят так:

Ходит знаниями хвастая:

Так и хочется ему

Разъяснить нам, что к чему.

Лягу палочкой на строчку,

Проходите по мосточку.

Скобки. Мы — скобки.

Словам раскрываем объятья:

Ждем в гости вас, милые братья!

Кавычки. Мы — кавычки.

О нас есть такие стихи:

Всегда подслушать норовят

То, что другие говорят…

Запятая. Я — запятая.

Обо мне говорят:

Выйдет на дорожку

Всем подставит ножку.

Но так говорят мои враги.

Я же помогаю людям читать.

Там, где я стою нужно сделать небольшую паузу.

Ведущий. Знаки нужно уважать,

Все знаки. Никогда не забывать.

Ведущий:Наш родной язык — русский. По мнению М. В. Ломоносова, нашему языку присуще «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского».

Ведущий:А. С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой язык обязан каждый человек!

сценка «Поговорили…«

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!

— Ты, говорят болел. Теперь все в порядке?

— Ну я же говорю — нормально.

— Странно ты говоришь…

— Ты считаешь — нормально?

— Да-а, странно. А ведь когда-то был вполне нормальный человек.

Ведущий. Может быть герои стихотворения «Сильное кино» А. Л. Барто подскажут нам как надо правильно и понятно излагать свои мысли.

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой идет мой старший брат.

Он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая! Я пойму!

И вот он начал свой рассказ:

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Но тут как раз ее он спас.

Он был с ней заодно.

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала

Я ничего не поняла.

Ведущий: Да, действительно, понять содержание фильма нельзя. Слова сорняки мешают правильной речи.

Ведущий: Незнание норм литературного языка, небрежное отношение к слову роднит всех героев этих произведений. Знать свой язык обязан каждый человек.

Учите русский —

С душой, с усердием,

Вас ждет великая награда,

И та награда — в нем самом.

Щедрое народное наследство

-Я люблю красивый наш язык

Ведь на русском говорю я с детства,

Словно к матери, к нему привык.

Навсегда вошли без перевода

Русские хорошие слова

В речь и душу каждого народа

На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей Вселенною знаком –

Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Наш язык — язык труда и света,

Он широк, и ясен, и велик.

Слушает с волнением планета

Пушкина бессмертного язык!

Учите русский — годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда — в нём самом.

Ведущий :- Ребята, бережно храните все богатство нашего языка. Ведь по тому, как человек говорит, пишет мы сразу легко можем судить о том, с кем мы имеем дело.

Ведущий: Учитесь хорошей, интеллигентной речи. Дорожите словом.

-Люблю тебя, русский язык!

В нем столько добра и силы,

В нем слышится русский ямщик,

В нем слышится голос России

-Люблю тебя, русский язык!

Великое русское слово!

В нем вижу я Пушкина лик,

В нем вижу я лик Толстого.

-Люблю тебя, русский язык!

Язык пониманья и мира:

На нем говорят и якут и калмык,

И те, кто живет на Памире.

— За то, что красив и могуч,

За то, что как солнце, велик,

За слово, как солнечный луч,

Все: Люблю тебя, русский язык!

Ведущий: Какие красивые слова!

Ведущий: Красивые, добрые слова делают человека духовно чище, обогащают его внутренний мир. Поэтому, чем чище и краше будет наша речь, тем добрее будет наше сердце.

Ведущий: А человек с добрым сердцем — это настоящее сокровище. Так будьте всегда добры!

Читать еще:  Сценарий юбилея женщине коллеге на работе

Ведущий: Заканчивается наше путешествие, но я думаю, что в эту страну вы будете возвращаться вновь и вновь!

Ведущий: Пусть ваша речь всегда будет чистой, грамотной, доброй! Идите по жизни только Дорогою Добра!

(Песня «Дорога Добра»).

Музыкальное развлечение для детей 2–3 лет «Поздравляем мам и пап» Дети сидят на стульчиках. Ведущий 1. Весело запели птицы, И капелям не до сна – Это, значит, к нам стучится Разноцветная весна. Значит,.

Русский язык — великий, могучий, трудный… Русский язык – один из самых сложных предметов в школьной программе. Странно! Ведь для большинства россиян – это родной язык, язык сказок,.

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Слово о слове»

Учитель : Добрый день, дорогие ребята и гости нашего праздника! Сегодняшнее мероприятие проходит в рамках празднования в нашей школе Дня русского языка, тема которого «К истокам русского языка. Учим. Знаем. Дорожим».

Вот и сейчас мы посмотрим, ЧТО мы знаем, ЧЕМУ уже научились, Дорожим ли русским словом?

(Предварительно командам 3-4-х классов было дано домашнее задание — найти цитаты, отрывки из стихотворений о русском языке и сделать из них пазлы, при чём 3- классы готовили задания для 4-х, соответственно 4-е для 3-х).

Итак, на столах лежат пазлы-слова: (для учащихся 3-х классовотрывок из стихотворения русского поэта Н. Заболоцкого «Читая стихи»

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.

для учащихся 4-х классов «Слово о слове » И. А. Реформатского

И всё же я снова

Всей нашей жизни

— Ваша задача, ребята, из слов-пазлов собрать, подсказываю, стихотворения о русском языке.

I . (Под музыку собирают в течение 5-6мин. Затем зачитывают учащиеся 3-х кл, что получилось, называют автора слов)

Учитель : А вы знаете, ребята, что стихотворение Н. Заболоцкого очень любил известный поэт Корней Чуковский. Какие произведения К. Чуковского вы знаете? (ответы). Молодцы. А что вам известно о К.Чуковском?

Давайте послушаем небольшое сообщение представителей команды 4-ых классов о К. Чуковском (сообщение иллюстрируется презентацией на медиадоске).

1-й ученик: Корней Иванович Чуковский (имя при рождении — Николай Эммануилович Корнейчуков)- детский поэт, писатель, лингвист, переводчик. Родился 31 марта 1882г. в Санкт-Петербурге. Детство Корней Чуковский провел в Одессе и Николаеве. Какое-то время будущий писатель учился в одесской гимназии.

Свою первую сказку для детей «Крокодил» он написал в 1916 году.

Благодаря К. Чуковскому мы читаем произведения Марка Твена «Том Сойер» и «ГеккельбериФин», рассказы О. Генри,среди которых знаменитый «Вождь краснокожих».Благодаря Корнею Ивановичу мы узнали о «Приключениях барона Мюнхгаузена» ЭрихаРаспэ и злоключениях «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо.

2-й ученик: А больше всего любим смотреть мультфильмы, созданные по произведениям Чуковского. Давайте назовём при помощи отрывков из мультфильмов произведения Корнея Ивановича (подбор мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Бармалей», «Путаница»).

1-й ученик: Ещё мы узнали о том, что книги Корнея Ивановича Чуковского переведены на множество иностранных языков от Японии до США.

Учитель : Большое спасибо. А теперь вернёмся к стих. Н. Заболоцкого. Именно этим стихотворением Корней Иванович Чуковский заканчивает свою книгу «Живой как жизнь». Я думаю, вам будет интересно узнать о чём она. (Отрывки цитируют учащиеся-актёры школьного театра «Содружество», сидя за рабочим столом с бумагами):

1. Прежде, обращаясь к малышам, мы всегда говорили: дети . Теперь это слово повсюду вытеснено словом ребята . Оно звучит и в школах, и в детских садах, что чрезвычайно шокирует старых людей, которые мечтают о том, чтобы дети снова назывались детьми. Прежде ребятами назывались только крестьянские дети (наравне с солдатами и парнями). Вот, например, у Н.Некрасова: «Дома одни лишь ребята».

2. «Господи, какой кавардак!» — воскликнула на днях одна старуха, войдя в комнату, где пятилетние дети разбросали по полу игрушки. И мне вспомнилась прелюбопытная биография этого странного слова. В семнадцатом веке кавардаком называли дорогое и вкусное яство, которым лакомились главным образом цари и бояре. Но миновали годы, и этим словом стали называть отвратительное варево, вроде болтушки. В болтушку бросали что попало: и нечищеную рыбу (с песком!), и сухари, и кислую капусту, и лук. Мудрено ли, что словом кавардак стали кое-где именовать острую боль в животе, причиненную скверной едой? А потом, еще через несколько лет, к тому же слову прочно прикрепилось значение: бестолочь, неразбериха, беспорядок, неряшество. Об этом я узнал из статьи известного лингвиста — профессора Б.А. Ларина.

1. А вот диковинная биография слова семья. В родо-племенную эпоху это слово означало “коллектив родни”. После внедрения феодализма смысл слова резко изменился. Оно стало означать “слуги”, “рабы”, “челядь”. В одном старорусском документе читаем: “Взяли его, Сеньку, в полон татаровья с женою и с 2 детьми и со всею семьею » (1660).Из чего следует, что ни жена, ни дети не назывались в то время семьей. Наряду с этим у слова семья появилось новое значение: оно стало синонимом жены. В одном тексте так и сказано, что некий Евтропьев внес столько-то рублев в монастырь за детей и за семью свою Матрену, а в другом тексте другая жена называется семья Агриппина.

2. Когда читаешь такие биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, весь в движении, в динамике непрерывного роста. Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи … произносятся совсем по-другому, чем произносились … скажем, при Жуковском и Пушкине.

Учитель :Спасибо. Как вы думаете, ребята, чему посвятил К. Чуковский свою книгу «Живой как жизнь»? (русскому языку). Совершенно верно — книга посвящена русскому языку, его истории и современной жизни, законам его развития. Эта книга будет нам большой помощницей в дальнейшем изучении русского языка, мы узнаем, что такое «канцелярит» и как с ним бороться, «умслопогасы» и «иноплеменные слова» и многое-многое другое.

II . А что получилось у ребят команды 4-х классов? (зачитывают стихотворение И. А. Реформатского «Слово о слове»)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector